Блог. Записки преподавателя музыки

Изображение
Часть 1: Простые истины
Об обучении и людях
Изображение
Часть 2. "Как я зашёл и не вышел"
Моя личная история неожиданного начала занятий музыкой
Изображение
Часть 3: Техника
О технике игры на любом инструменте и её отработке
Изображение
Новеллы. Про юношу
И про важность прояснения в преподавании
Изображение
Новеллы. Самурай
О концентрации и ясности в обучении

Записки преподавателя ч. 1:
Простые истины.

✨Знать ЧТО хочется сыграть - уже пол-дела, остаётся узнать КАК.

При всём при этом чаще приходят "просто", не осознавая ясно звука, который когда-то их тронул, и который теперь хотят иметь на выходе. Что ж, найти его в море музыкальных возможностей - часть процесса.

✨Приходят часто не за знанием, а за энергией.

Потому что КАК можно и на ютубе посмотреть, если правда хочется и интересно. Но шлифовать навык одному-удовольствие неочевидное, и компания искренне влюблённого в звук опытного педагога мотивирует и поддерживает в рутине занятий. И предохраняет от типичных ошибок. И экономит время.

✨Научить можно и обезьяну.

Серьёзно, никакой фатальной сложности нет в том, чтобы дуть в дудку или щипать струну. Делать это расслабленно, закрепить - куда сложнее.
Про шлифовку техники напишу отдельно.

✨Гармония-моя любимая тема.

Потому что про красоту. Про краски, оттенки, возможности. Как ноты липнут в аккорды, как отталкиваются. И ширина здесь же и глубина. Есть, в общем, где развернуться. Про гармонию тоже отдельно напишу.

✨"Это не для меня."

"Это надо учиться долго, сложно, в школе музыкальной. Это для избранных каких - то и т. д."

Хотя на велосипеде все катаются, или того сложнее-на машине, и никому в голову не приходит, что "это не для меня".
Обучаются и получается, просто время уделить бы.

✨Боязнь ошибки.

Как же люди удивляются, когда узнают, что есть только их личный поиск и его результат, эмоционально и технически либо соответствующий желаемому им звуку либо нет.
И никто не будет бить линейкой по пальцам(серьёзно, и такое рассказывали).

Удивляются, берут ответственность, и учатся себя хвалить за смелость такого поиска.

✨Импровизация.

Которой владеют все(особенно дети), но не все себе разрешают.
Вот где учишься опоре на себя. Я сыграл что-то спонтанно. Понравилось ли мне? Как сделать чтобы понравилось? И вот тут появляется внутренняя потребность на добавление новых красок.

Импровизация... Вот уж где смелость эксперимента в полной мере проявляется. И вырабатывается. Иногда с ноля.

Записки Препода. Часть вторая.

"Как я зашёл и не вышел".

На дворе 2007й. Позади школа, впереди институт. Мне 18, я не такой как все. И понятия не имею чем хочу заниматься в жизни.

Переезд в Кузьминки, появление новых друзей. Тогда ещё на почве увлечения паркуром. Бегали, прыгали, сальтухи крутили. Вместо панкухи в плеере теперь хип-хоп и Ария.

И вот эту-то самую Арию, а точнее попытки её исполнения я и застаю, появившись во дворе после недельного отсутствия. Друзья повытаскивали какие-то старые гитары и кряхтят, пытаясь ритмично переходить с Ам на Ем и вот это всё.
Откуда? Почему? Я хз. Нормально же общались. Прыгали, бегали, а тут такое.

День смотрю и посмеиваюсь как они пыжатся над листочками с текстами песен и загадочными латинскими буквами. Два смотрю. На третий, - дай-ка, говорю, попробую, что у вас тут за "аэм-еэм". Говорю и не имею ни малейшего представления куда меня это заведёт.

13 лет уже прошло. Это почти пол-жизни. И весь её осознанный период.

Был ли у меня какой - то музыкальный "бэкграунд"?. Что-то ничего не приходит в голову. Хотя..

Вот мне 15, и я миксую в программе "Звукозапись" нарезки из телефонного пранка про Гоги и песню "Черные глаза".Мне 13, я скачал программу Acid 4.0, и мышкой наугад прописываю партию синтетической электрогитары. Звучит непохоже, вызывает улыбки первых невольных слушателей. Но в этой сцене огонёк моего интереса уже отчётливо различим на фоне обстоятельств.

Вот мне 12, и мама купила мне детский синтезатор с разными звуками и даже скретчем. Изобилие. Тембры, как щас помню, испробовал все.

Мне 8, и я протягиваю школьной подруге рукописное приглашения о наборе в группу "Гориллы".
"Репетиция на площадке после последнего урока". Увлечённо стучу ветками по железному турнику. Я как барабанщик. Весело и увлекательно, но, похоже, только мне.

Мне 6, и мама, стесняясь, оттаскивает меня от пианино. Мы в гостях, и мои шумные эксперименты неуместны в таком количестве. Я же только что написал композицию "Заря" и не понимаю, почему окружающие никак не разделят моего восторга и триумфа. И ничего, что "Заря", - это так пианино называется. Какая разница.

Особенно хорошо, по маминым словам, я засыпал под "Балладу о древнерусском воине" Арии. Но прежде серьёзно и сосредоточено слушал, глядя куда-то вдаль. Это со слов, сам не помню. Здесь мне года три, наверное.

Мама вообще молодец,помимо Арии слушала ДДТ, Кино, Queen, Scorpions. Так что дверь в рок открыла мне она. Бабушка же предпочитала романсы и советские шлягеры. Ребров, Козин, Утёсов, Шаляпин. До сих пор с трепетом отношусь.

Не пойму только сколько мне лет в следующих смутных воспоминаниях. Побитый жизнью дворцовый парень играет аккорды на расстроенной советской гитаре. Я заворожен. Происходит магия.
И ещё одно, даже не воспоминание, а так, фраза. "Это же учиться надо". И всё, ни автора, ни обстоятельств. Просто плавает в вакууме внутри. И главное не поспоришь даже. Учится надо, вопрос - то в другом.

Я к чему это всё? "Дорога возникает под ногами идущего."

Даю уроки.
Выводы и продолжение в следующей серии

Записки препода ч. 3

Техника

Тема, на которой сломано большинство копий энтузиастов и старателей всех времён народов. А, собственно, почему?

Не потому ли, что подчас что-то новое бывает сложным и непонятным, особенно когда всё в кучу?

Давайте разбираться подробнее.
✨Шлифовать технику-средство, а не цель.

Нам, простым смертным, практика редко интересна сама по себе. Практика-это что-то, призванное принести нам результат интересный и кайфовый. Кайф мотивирует и может выступать целью. Сыграть произведение, например. А вот сыграть его чисто и расслабленно мотивирует меньше. Зачем оттачивать одну ноту, когда десять их звучит интереснее и гораздо охотнее воспринимается за результат? Одно про ширину, другое про глубину. А глубина-удел избранных

Повторение-мать учения, но монотонность скучна. В помощь золотое правило — лучше 5 раз по десять минут чем один по 50. Особенно на начальном этапе. Особенно в контексте расслабленности.

Шлифовка техники-удовольствие неочевидное, требующее времени, опыта и внутреннего запроса чтобы начать восприниматься как ценность.

Не зря Брюс Ли боялся мастера одного удара, а уж он что-то про них знал.
✨Расслабленность

Напряжение-весомая помеха на пути. Оно может незаметно закрасться в позу и постановку рук исполнителя изначально и по чуть-чуть отравлять удовольствие от игры. В основном, общепризнанные методы звукоизвлечения на любом инструменте "работают" на то, чтобы избегать избыточного напряжения, прилагая только самый минимум необходимых усилий.

К примеру, сколько за всё время с момента замаха до момента удара по тарелке напрягается рука барабанщика? Ответ: меньше чем я умею

Самоучек часто пугают, мол, неправильно научишься,-будут потом проблемы. Как самоучка, подтверждаю-будут. Могут появиться ограничения различного масштаба. Но некоторые таких ограничений даже не осознают, для их художественных задач хватает и ладно. А самым амбициозным хватит времени и упорства переучиться. Мне во многом удалось.

Эксперимент-удел смелых, но мудрость веков экономит время. Лучше вначале чуть вложиться чем потом регулярно тратиться. Силы-то пригодятся в другом.

В контексте расслабленности техника это не потому что "надо", а это чтобы ты дожил до финиша.

✨Скорость - сокрушительница нетерпеливых.

Научился что-нибудь играть расслабленно и экономично-попробуй разогнать. Верный способ встретиться с напряжением. Тем более, что хочется-то сразу. По чуть-чуть, под метроном, медленно увеличивая темп и следя чтобы ничего не напрягалось,- вот уж веселуха-то.

Но есть ли другой путь? С наскока что-то не особо выходит.

И обратная история: интересные пассажи в быстром темпе? Сыграй в очень медленном, сохраняя динамику и грув, удивишься. Но это совсем для ценителей.
✨Комплексное действие.

Сыграть песню под гитару и спеть, всего-то делов..

Нужно только:

-расставлять пальцы левой руки в аккорды, переходить между ними

-правой рукой играть ритмичную зацикленную фигуру

-держать в голове (или на листочке, на телефоне) текст песни

-то же самое с аккордами

-петь, голосом попадая в ритм и мелодию

-(pro)наполнять песню мелодическими подголосками и заполнять пустоты проигрышами

-(pro)проживать внутри себя историю песни, осознанно вкладывая в исполнение рождающиеся чувства и эмоции

Не много ли всего в один момент времени?

Сознание не резиновое, и спасением является уменьшение количества одновременных задач и доведение хотя бы части из них до автоматизма.

Уменьшать задачи можно, к примеру, исключив смену аккордов, ритм правой руки, пение. Или делать всё, но зациклив только одну строчку и т.д.

В доведении до автоматизма тоже есть место извращениям. Можно и под метроном побегать, и глядя кинчик или ютуб гонять гаммы или бой тренить, временами поглядывая всё ли технично. Можно как Данила Багров,- ритмично вокализировать, поднимаясь по лестнице. Хотя вряд ли он в этой сцене текст запоминал. Скорее что-то про аутотренинг.
💡В общем случае, техника это всегда про расслабленность, замедление, уменьшение количества одновременных задач и разделение их на мелкие подзадачи. Конкретика варьируется, и лучшие техники рождаются в моменте в ответ на конкретный жизненный запрос. Спросите своего Гуру, он подскажет. А лучше сами будьте им.

И кайфуте, друзья, кайфуйте. Иначэ тэхника зачээм.

Новеллы. Про юношу

🔧Преподавание для меня не только про передачу техники. Это в первую очередь прояснение.

Вот сидит перед тобой прекрасный юноша из музыкальной семьи, которого мама отправила на гитару ко мне. И ведь хочет, интересно. Но. Домашку не делает, тетрадь учебную ведёт небрежно, за 10 минут весь изъёрзался, а в ответ на твои попытки установить контакт играет Smoke on the water на басовой струне 5й раз за 10 минут. Говорит "мне скучно".

И тут начинается прояснение. Не назидание, не воспитание, не заинтересовывание. Прояснение.

Я задаю много вопросов, всегда. И далеко не на все у него есть ответы. И это хорошо, ответы есть у меня.

К концу часа юноша стоит в дверях, воодушевленный собственным прогрессом. За это время вошли в контакт, выучили новый материал, актуальный для него. Материал постепенно поддавался, и мне было приятно сопереживать воодушевлению этого человека.

Юноша стоит в дверях. Диалог :

-не знаю почему так...
-?
-Ну, я хочу ходить, заниматься, мне нравится играть и нравится что у меня получается. И я не знаю почему я так делаю. Я буду думать.

Чувствую радость.
Я это к чему? Ясность-это благо.
Я знаю чего хочу от музыки, от преподавания. И это заразно. ✨

Новеллы. Самурай

Сижу и наблюдаю как Ваня неспеша подготавливает пальцы для исполнения "Кузнечика". Ваня сегодня пришёл второй раз. Во многом неожиданно для самого себя.
Он неспешный и сосредоточенный. Говорит медленно и содержательно.

"Кузнечик" появился на первом занятии, куда Ваня пришёл овладевать гитарой с нуля и ещё не имел чёткой цели. Я накидал варианты куда можно двигаться, охарактеризовал особенности нашей родной и горячо любимой дворовой школы игры песен под гитару боем и перебором, предостерёг о сложности исполнения аккордов с нуля.

"Но ты попробуй, получи свой опыт, вот тебе аккорд C". И Ваня попробовал. И получил. Тогда и появился вышеназванный всем известный этюд на одной струне. Не только из-за известности и котируемости за результат, но укрепления пальцев для.

Сегодня аккорд С ставится уверенней, но речь не про него. Ваня принял устойчивую позу, поставил руки, вспоминает. И вот он начинает играть эту ноту ля, медленно, раз за разом. И никуда не бежит. Не пытается играть этюд целиком. Играет одну ноту, медленно и сосредоточено. Неделю назад я слегка подгонял его, был местами тревожен за результат и нетерпелив, неверно интерпретировав феномен этого человека.

Сегодня я призвал глубинную разумность в наш процесс и сижу очарованный.

Передо мной, склонившись к гитаре, сидит самурай, мастер одного удара, которого так боялся Брюс Ли. Сидит и смотрит неотрывно на свою левую руку. Он весь там, в исполнении этой ноты, концентрация запредельная. Я обескуражен и в восторге, это редкий случай.

Благодаря такой концентрации замечает лишний призвук при постановке пальца, поднимает глаза на меня.
Разрабатываем стратегию. Стратегия даёт результат. Ваня продолжает и замечает призвук при снятии пальца. Разрабатываем стратегию. 90% движение резкое, касание, и последние 10% мягкое. При снятии наоборот. Я хз откуда это, из космоса, не иначе. Но призвуки пропадают.

В конце занятия Ваня знает, что пришёл не ради самой игры на гитаре, а для расширения и применения своей познавательной способности. Кубики рубрика всех мастей он уже собрал.

А сегодня ещё и сыграл "Кузнечика" квинтами в drop D, получил опыт замечания биений и консонанса, узнал про темперацию, а так же узнал как нота соль на третьем ладу первой струны возбуждает колебания ноты соль третьей открытой струны, а точнее её половины. Давая характерный фон.

Ваня узнал всё это по своей воле и с интересом. А уж я-то как здесь воодушевился...

Вечером он посмотрит ролик одного математика-гитариста на ютубе, который расскажет во многом то же самое, но в своей манере. Ролик, который я скину ему когда допишу и выложу этот текст.

Я это к чему.
"Познавая одну вещь, познаёшь 10.000 вещей".

P. S. Не думайте, аккорды тоже учим. И Аэм и Дээм. И даже Е.

Обратная связь

Если Вы хотите задать вопросы по обучению, оставить отзыв о взаимодействии со мной или дать обратную связь на увиденное и услышанное на страницах этого сайта, Вы можете это сделать через эту форму.